Муравьи способны научить нас избегать «пробок»

*

*

Муравьи способны научить нас избегать «пробок»

На днях газета The Daily Telegraph сообщила, что совсем недавно немецким ученым удалось обнаружить у муравьев способность эффективно избегать \"пробок\". Это открытие было сделано после того, как исследователи заметили, что на подходах к муравейникам почти никогда не возникает заторов, хотя множество насекомых снуют в разные стороны. В результате, под руководством Дирка Хелбинга (Dirk Helbing) из Дрезденского технологического университета, ученые  решили изучить те способы, которыми руководствуются муравьи при регулировании своих передвижений.  Для этого был проведен эксперимент: ученые создали две дороги - короткую и длинную, ведущие от муравейника к запасам сахарного сиропа. Причем, эти дороги в некоторых местах пересекались. Но эти перекрестки были расположены так, что на них муравьи имели возможность сменить маршрут с короткой дороги  на длинную, и наоборот. И вот, что выяснилось: сначала муравьи добирались до сиропа по длинной дороге, однако вскоре некоторые из них обнаружили альтернативный путь. И через некоторое время  большая часть насекомых переключилась на него, следуя на запах феромонов, оставленных первопроходцами. А это, в свою очередь, привело к тому, что на короткой дороге скопилось большое количество насекомых, и вот-вот должен был образоваться затор. Но этого не случилось. И вот почему: те муравьи, которые возвращались в муравейник, действуя, по мнению ученых, на подсознательном уровне, на перекрестках физически стали препятствовать муравьям, двигающимся от \"дома\", свернуть на короткую дорогу. Поэтому часть потока просто \"отсекалась\" от быстрого маршрута и \"пробок\" на нем не возникало. Ученые уверены, что их открытие окажется полезным для решения проблемы дорожных \"пробок\" и передачи данных по сетям. Например, не секрет, что затруднения на дорогах во многом возникают из-за того,  что каждый участник движения принимает решения о действиях независимо от других. В результате, такие действия переносятся в категорию труднопредсказуемых, а это значит и трудноконтролируемых. Но это совершенно не означает, что авторы данного эксперимента предлагают автомобилистам сталкивать с дороги другие машины. «Логику муравьев» можно применить при разработке механизмов коммуникации между транспортными средствами. Водитель, мо мнению Хелбинга, должен сообщать водителям встречных автомобилей о дорожной ситуации, с которой они вскоре столкнутся. И как результат, водители смогут принять адекватное решение и, например, выбрать маршрут объезда \"пробки\".